ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
09.09.2024
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи »)
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
09.09.2024
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с
ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения
образования в различных образовательных учреждениях:
• обучение совместно с другими
обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной
школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном
образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
Организация обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту
жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро
медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной
комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на
индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний,
указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства
здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут
выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная
(вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием
дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут
рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с
особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание
различных форм получения образования.
Условия для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В
качестве основной цели в области реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 8 г. Моздока рассматривается создание условий
для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации
прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной
коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами
отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья
учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного
психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей
учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового
обеспечения.
В образовательной
организации МБОУ СОШ № 8 созданы условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные
(коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и
социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей
(законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на
дому;
• вопросы деятельности образовательного
учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными
актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ,
а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в
школе работает психолого-логопедическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении
проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,
со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и
не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Какими нормативными
правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и
свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами РФ,
Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов,
согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и
должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч.
дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие
социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями
Конвенции.
Согласно Закону
№ 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и
гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам».
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно - правовые документы по
введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства
образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования
и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
Локальные акты МБОУ СОШ № 8:
• Положение об инклюзивном образовании
• Положение об организации
индивидуального обучении на дому
• Положение о
психолого-медико-педагогическом консилиуме
Форма договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ.
План работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МБОУ
СЛШ № 8 на 2025 -2026 учебный год.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи
Адаптированные рабочие
программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР 5-9
классов
Правила организации обучения детей-инвалидов в школе
09.09.2024
Правила организации обучения детей-инвалидов в школе
Довольно непросто
дается обучение детей-инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать
правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст
возможность, верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о
чем должен помнить каждый - это изменение терминологии, в настоящее время
рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся
детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах
инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному,
качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего
проживания».
Перед началом учебного
года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и
учениками класса. Прием в школу детей с ОВЗ осуществляется на основе заключения
медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что
ребенок может учиться в общеобразовательном учреждении. На каждого обучающегося
заполняется и ведется в течение всего периода обучения психолого-педагогическая
карта, в которой фиксируются педагогические особенности развития личности
обучающегося; результаты педагогической и психологической диагностики;
рекомендации по сопровождающей работе. При обучении делается акцент на развитие
терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких
деток. С первых дней обучения школьника с ОВЗ, а при необходимости и на другой
ступени обучения (основная школа) классный руководитель, совместно с
педагогом-психологом работает по предупреждению проблем адаптационного периода:
социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная
мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти,
мышления, трудностей в обучении).
Ребенка заранее
знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и
старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной
системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться
общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений.
Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от
командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном
привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные,
поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная
помощь.
Рядом с ребенком
должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром,
пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не
только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в
тесном контакте с родителями (классные руководители). Учителя, помимо
специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не
усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя
полноценным и защищенным.
Одноклассники должны
быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок-инвалид в
школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и
медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с
таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.
У каждого педагога свои функциональные обязанности, но цель у всех общая.